Вы вошли как ГостьЧетверг, 14.12.2017, 06:29,RSS
Навигация по сайту
Обсуждение проекта
Ссылки
Авторизация
Начало на стр. 1

Есть у революции начало...

В тяжелых условиях работали железнодорожники. Выходцы из безземельных крестьян и кустарей они шли сюда на заработки, но за 12 - 15 часовой рабочий день получали мизерную плату. Стрелочникам, путевым рабочим и обходчикам платили 11-12 рублей в месяц. Этого не хватало даже на пропитание семьи из 4-х человек. Железнодорожный пролетариат все решительнее выступал против произвола эксплуататоров. Значительную роль в ее сплочении сыграла социал-демократическая организация, созданная в Попасной в 1904 году. Железнодорожники приняли активное участие в революции 1905 - 1907 г.г. одним из крупнейших завоеваний этой революции был переход некоторой части армии и флота на сторону восставших. 14 июня 1905 г. восстали матросы на броненосце «Князь Потемкин Таврический» корабль под красным флагом подошел к Одессе, где в это время проходила всеобщая забастовка. Однако соединить обе революционные силы в Одессе не удалось. Больше недели плавал по Черному морю восставший броненосец, вызывая страх и панику среди царских властей. Оставшись без угля, воды и продовольствия корабль был вынужден уйти в Румынию и в Констанце сдаться румынским властям. Членом прославленного экипажа броненосца «Потемкин» был Попаснянин И.А. Бабенко.

Служил на прославленном корабле и другой наш земляк Кузьма Кондратьевич Окотенко. Оба они разделили горькую судьбу моряков революционного «Потемкина».

В 1910г. Кузьма Кондратьевич вернулся в Попасную, участвовал в
революционных событиях и гражданской войне. Восстанавливал транспорт
и народное хозяйство. С середины 20-х годов и до пенсии работал на
железной дороге. Так же работали и его сыновья.

«В годы первой русской революции в доме по улице Водопроводная №26 проводились собрания Попаснянской организации РСДРП на собраниях неоднократно присутствовал Г.Й. Петровский и другие представители Екатеринославского комитета РСДРП, осуществлявшего руководство революционным движением в губернии».

Памятная доска, установленная на станции гласит: «В здании вокзала находился стачечный распорядительный комитет, который более 2-х недель руководил политической забастовкой железнодорожников, начатой 8 декабря 1905 года. В 1917 году здесь работал штаб Красной Гвардии г. Попасная».

9 декабря 1905 года рабочие железнодорожного узла начали
политическую забастовку. Под руководством стачечного комитета

забастовщики заняли вокзал. В здании вокзала располагался стачечный распорядительный комитет. Для охраны станции была создана боевая дружина. Оружие, забранное у станционной жандармерии, восемьдесят специально изготовленных пик на железнодорожном депо, раздали рабочим. Для оказания материальной помощи бастующим рабочим был создан специальный фонд в сумме 1800 рублей. Для создания фонда помощи рабочим комитет установил взнос 80 копеек с более обеспеченных рабочих, а также налог с местных помещиков, торговцев, зажиточных крестьян и жителей близлежащих деревень. Комитет принял меры по установлению на станции и в поселке революционного порядка. Забастовка и выступления рабочих продолжались до августа 1906 года.

6 августа революционное движение на станции было подавлено с помощью воинских частей, о чем свидетельствует рапорт командира 135 пехотного Керчь - Еникальского полка на имя Николая II о направлении солдат в Бахмутский и Славяносербский уезды от 6 августа 1906 года «...командированы для содействия гражданским властям три роты полка. ...одна на станцию Попасная...».

Рота солдат, командированная на станцию для «наведения порядка», находилась здесь около двух недель. При содействии местной жандармерии солдаты проводили обыски и аресты участников забастовки, а под этим видом велись самые настоящие грабежи. В это время прекратилось движение поездов по всей линии. Курсировали только делегатские

летучки - поезда с делегатами от бастующих рабочих для связи с рабочими

организациями шахт, заводов и соседних железнодорожных станции.

Несмотря на принятые правительством жестокие меры забастовка на станции Попасная и близлежащих станциях продолжалась до 23 декабря. Только после разгрома Московского вооруженного восстания царскому правительству удалось подавить выступления рабочих в Донецком бассейне и на Екатерининской железной дороге.

17 декабря 1905 года генерал Сендетский, назначенный военным

губернатором Екатеринославской губернии, объявил Бахмутский уезд, на территории которого находилась станция Попасная, на военном положении.

В этот день по призыву восставших горняков и машиностроителей Горловки на помощь восставшим из Попасной была послана боевая дружина в количестве 12 рабочих-железнодорожников. Однако неравная борьба рабочих с регулярными войсками, прибывшими на Екатерининскую дорогу, закончилась поражением рабочих. «В течение 20 - 22 декабря были подавлены вооруженные выступления рабочих в Горловке, на станции Попасная и на всех остальных станциях Екатерининской железной дороге».

В Попасную вернулась жандармерия, начались расправы без суда и следствия. Были арестованы все члены стачечного комитета, а также все участники горловских баррикадных боев. 29 декабря движение поездов возобновилось.

Однако и после разгрома декабрьского восстания Попаснянская организация РСДРП продолжала действовать. Социал-демократическая организация железнодорожного узла проводила подпольную работу, выпускала листовки, поддерживала связь с социал-демократическими группами в Сватово, Алмазной, Марьевке, Лисичанске.

В условиях быстрого развития угольно-металлургической промышленности Донбасса увеличивается и значение Попаснянского железнодорожного узла

В начале XX века по улице Театральной, ныне улица Красных Партизан, был открыт электротеатр «Ролл». Затем владелец кинотеатра Матюхин перестроил его, завез новую мебель, сделал капитальный ремонт и сменил вывеску. Кинотеатр теперь стал называться «Модерн» и рассчитан был на 200 зрителей. Фильмы шли немые, никакого музыкального сопровождения не было. Зрители просто смотрели на экран, где передвигались люди, фильмы все были иностранные. Только по большим праздникам для увеселения публики приглашали пианиста, который во время сеанса играл любую мелодию. После революции кинотеатр был национализирован и объявлен собственностью

государства. В 1920 году кинотеатр получил новое название «Коммунар». Здание кинотеатра было разрушено во время войны.

На одном из старых домов, с левой стороны за хлебозаводом, по улице Красных Партизан еще и в семидесятые годы висела старая трафаретка с надписью «ул. Театральная».

В 1914 году в помещении бывшего депо Курске - Харьковско -Севастопольской железной дороги на втором этаже был открыт клуб «Общества трезвости» на четыреста мест. В 1923 году клуб был переведен в помещение ПЧ и просуществовал до 1928 года.

Единственная в поселке больница имела приемный покой с двумя постоянными койками, где работал один врач и шесть медсестер.


Продолжение на стр. 3

Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Сайт Павла Белицкого
  • Персональный сайт Владимира Цокура
  • Персональный сайт Ростислава Скрябина
  • Сайт о транспортной жизни Луганска. Детальная информация о трамвае: маршруты, схемы движения, расписания, информация о подвижном составе и многое другое. РОССИЙСКИЕ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА: Мега-портал, посвященный электропоездам, эксплуатируемым на территории России и стран бывшего СССР. Здесь вы найдёте наиболее полную информацию о каждом конкретном электропоезде, посмотрите огромный фотоархив, а также всегда сможете задать интересующий вас вопрос на нашем форуме
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz